Гайский детский дом-интернат для умственно отсталых детей — стационарное учреждение. Официальное открытие интерната состоялось 31 декабря 1971 года.

Учредителем Учреждения является Оренбургская область. Функции и полномочия учредителя от имени Оренбургской области осуществляет министерство социального развития Оренбургской области в порядке, определенным действующим законодательством.

Целью деятельности Учреждения является социальное обслуживание граждан, которые признаны нуждающимися в социальном обслуживании и которым предоставляются социальная услуга или социальные услуги.

Предметом деятельности Учреждения является оказание в сфере социального обслуживания постоянной, периодической, разовой помощи, в том числе срочной помощи, гражданину в целях улучшения условий его жизнедеятельности и (или) расширения его возможностей самостоятельно обеспечивать свои основные жизненные потребности.

Основной вид деятельности Учреждения заключается в предоставлении получателям с учетом их индивидуальных потребностей социальных услуг в стационарной форме.

Получателям социальных услуг с учетом их индивидуальных потребностей Учреждением предоставляются следующие виды социальных услуг:

  1. социально-бытовые, направленные на поддержание жизнедеятельности получателей социальных услуг в быту;
  2. социально-медицинские, направленные на поддержание и сохранение здоровья получателей социальных услуг путем организации ухода, оказания содействия в проведении оздоровительных мероприятий, систематического наблюдения за получателями социальных услуг для выявления отклонений в состоянии их здоровья;
  3. социально-психологические, предусматривающие оказание помощи в коррекции психологического состояния получателей социальных услуг для адаптации в социальной среде, в том числе оказание психологической помощи анонимно с использованием телефона доверия;
  4. социально-педагогические, направленные на профилактику отклонений в поведении и развитии личности получателей социальных услуг, формирование у них позитивных интересов (в том числе в сфере досуга), организацию их досуга, оказание помощи семье в воспитании детей;
  5. социально-трудовые, направленные на оказание помощи в трудоустройстве и в решении других проблем, связанных с трудовой адаптацией;
  6. социально-правовые, направленные на оказание помощи в получении юридических услуг, в том числе бесплатно, в защите прав и законных интересов получателей социальных услуг;
  7. услуги в целях повышения коммуникативного потенциала получателей социальных услуг, имеющих ограничения жизнедеятельности, в том числе детей-инвалидов;
  8. срочные социальные услуги.

Предельная численность контингента детского дома — 365 человек.

Детский дом находится по адресу: г. Гай, ул. Челябинская, 119.

В детском доме функционируют 13 отделений:

  • 3 отделения для девочек (отд. № 2,8,9);
  • 6 отделений для мальчиков (отд. № 3,4,5,7,10,11);
  • 3 отделения для немобильных (лежачих) детей (отд. № 1,12,13);
  • отделение для детей с диагнозом ДЦП (отд. № 6), смешанное.

Материально-техническое обеспечение

Гайский детский дом-интернат расположен в городе Гае Оренбургской области в типовом двухэтажном здании по улице Челябинской 119. Занимает благоустроенную территорию в черте города площадью 0,56 га. Имеет хорошую доступность автомобильного транспорта.

Здание интерната типовое, состоит из двух корпусов, соединенных теплым переходом.

Территория интерната обнесена по всему периметру забором из ж/б конструкции с системой круглосуточного видеонаблюдения. На входных воротах имеется кнопка звукового сигнала. На здании интерната имеется вывеска с указанием наименования учреждения. Центральный вход в здание оборудован пандусом для беспрепятственного въезда инвалидов на креслах-колясках.

Территория интерната благоустроенна, разбиты клумбы, цветники, обустроена зона отдыха с беседкой, пешеходные дорожки заасфальтированы.

На 1 этаже учреждения расположен информационный стенд, содержащий информацию о структуре учреждения, режиме работы, перечне оказываемых социальных услуг. Информация на стенде обновляется по мере необходимости.

Для удобства воспитанников, сотрудников и посетителей учреждения на дверях кабинетов имеются информационные таблички.

Здание оснащено системами противопожарной сигнализации и оповещения с дублирующими световыми устройствами, информационными табло.

Отделка всех помещений учреждения осуществлена негорючими материалами в соответствии с требованиями пожарной безопасности, оборудованных системами водо-, тепло-, энергоснабжения и канализации.

В учреждении созданы специальные комфортные условия для воспитания и обучения детей-инвалидов, организации и проведения социально-абилитационных и реабилитационных, оздоровительных, культурно-массовых мероприятий для получателей социальных услуг. Для безбарьерной среды проживания воспитанников, имеющих физические недостатки, оборудованы пандусы. Ширина дверных проемов соответствует ширине колясок. Для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата имеются специальные поручни. Для транспортировки немобильных детей в отделениях милосердия имеются инвалидные коляски и ходунки.

Все дети проживают в 2 корпусах в 13 отделениях, изолированных друг от друга. На корпусах установлены противопожарные двери. В отделениях создана пространственно-развивающая среда, имеются игровые комнаты, спальные помещения, санитарно — гигиенические помещения. В холлах имеется мягкая мебель, ковры, телевизор, подключено кабельное и цифровое телевидение. Имеются музыкальные центры с караоке, магнитофоны, DVD-плееры.

Жилые комнаты оснащены повышенной комфортности мебелью, кроватями, столами, стульями, тумбочками, шкафами, книжными полками. Условия проживания детей приближены к домашним.

В учреждении имеются физкультурный и актовый залы, игровая комната с игровым комплексом, парикмахерская, прачечная, столовая на 120 посадочных мест ( прием пищи проходит в 2 смены), пищеблок (горячий цех, мясной цех, овощной цех, цех суточного запаса), овощехранилище, банный комплекс с 3 душевыми кабинками, швейная мастерская, 4 медицинских поста, 3 их них круглосуточные, кабинет психологической разгрузки, кабинет СБО (социально-бытоваой ориетировки).

Имеется комната для встреч с родственниками и родителями.

На 1 этаже располагаются:

  • приемная и кабинет директора, кабинет заместителя директора по АХЧ, главного бухгалтера, отдела кадров, отдела закупок, бухгалтерии, заместителя директора по экономическим вопросам, медицинский блок, в составе которого: кабинет медпоста №1, изолятор на 15 человек, кабинеты заместителя директора по медицинской части, главной медсестры, педиатра, фитобар, стоматологический кабинет, физиотерапевтический кабинет, аптечный склад.

На 2 этаже располагаются:

  • методический кабинет (на 3 рабочих места), 4 кабинета коррекционно-развивающего обучения, кабинет специалистов по социальной работе (на 4 рабочих места), кабинет специалиста по охране труда, кабинет ЛФК, массажный кабинет, кабинет медпоста №2, прививочный кабинет.

Рабочие места специалистов учреждения оснащены необходимыми средствами для эффективного выполнения поставленных задач:

  • оргтехника
  • офисная мебель (рабочие столы, тумбочки, шкафы, полки, стеллажи, стулья, кресла);
  • приспособления для хранения документации (папки, настенные стенды);
  • светильники для общего и местного освещения.

В 5 кабинетах имеются сплит-системы.

В здании также имеются оборудованные помещения под архив учреждения, серверная комната, складские помещения для выдачи вещевой и продуктовой продукции.

Все имеющееся оборудование, аппаратура и приборы отвечают требованиям стандартов, технических условий, других нормативных документов и обеспечивают надлежащее качество предоставляемых услуг соответствующих видов. В кабинетах имеются огнетушители. Оборудование, приборы и аппаратура используются строго по назначению в соответствии с эксплуатационными документами, содержатся в технически исправном состоянии, систематически проверяются.

На этажах, в коридорах и фойе размещен план-схема эвакуации при пожаре. В целях безопасного пребывания в учреждении установлена автоматическая пожарная сигнализация.

На территории детского дома оборудована спортивная площадка, которая включает в себя футбольное поле, где воспитанники под руководством педагогических работников могут играть в футбол, бадминтон, заниматься легкой атлетикой; игровые участки для каждого отделения, оборудованные беседками, песочницами, современными развивающими игровыми комплексами.

Имеются 4 гаражных бокса, которые размещены отдельно от основного здания.

Транспортные средства, находящиеся на балансе учреждения: ВАЗ-21140 (легковой а/м), ГАЗ-32213 (специальное пассажирское средство), ГАЗ-322132 (специальный автомобиль для перевозки инвалидов), УАЗ — 3303 (грузовой),УАЗ — 396292 (санитарный), УАЗ — 2206 (грузопассажирский), FIAT DUKATO (автобус), МТЗ — 80 (трактор).

Имеется автономная мини-котельная производительностью 1,5 МВт.

Имеется земельный участок площадью 0,6 га на котором воспитанники совместно с воспитателями выращивают цветы. Для работ на земельном участке в каждом отделении имеются грабли, лопаты, лейки.

Имеющееся материально-техническое обеспечение учреждения способствует качественному предоставлению социальных услуг. Администрацией учреждения постоянно проводится работа, изыскиваются собственные и спонсорские средства для улучшения и пополнения материально-технической базы учреждения.

Открытость и доступность информации об учреждении

В целях открытости и доступности информации о деятельности интерната, функционируют:

  • официальный сайт интерната http://idga.msr.orb.ru/ (договор №СП-ОРБ-4–18 от 09.01.2018 г. на оказание услуг по сопровождению веб-сайта);
  • официальный сайт для размещения информации о государственных (муниципальных) учреждениях —www.bus.gov.ru;
  • официальный сайт единой информационной системы в сфере закупок (портал закупок) —www.zakupki.gov.ru;
  • региональный портал государственных услуг — www.gosuslugi.orb.ru;
  • электронная почта idga@mail.orb.ru;
  • первый информационно-экологический портал «АВТОИНФОРМАТОР»

телефон, факс. 8(35362) 4–26–30 — директор, 4–58–15 — главный бухгалтер;

  • наличие информационного стенда, содержащего информацию о структуре учреждения, режиме работы, перечне оказываемых социальных услуг;
  • наличие информации в СМИ;
  • печатная информация-буклеты.

Информатизация является одним из наиболее перспективных направлений

повышения качества предоставления социальных услуг в детском доме.

Учреждение имеет современную информационно-техническую базу:

  • телефонную связь — Договор № 2100 от 31.12.2018 на оказание услуги телефонной связи;
  • локальную сеть;
  • выход в информационно-коммуникационную сеть Интернет — Договор №2100/1 от 29.12.2017 на оказание услуги по передаче данных;
  • правовая система — Договор №Ф.2017.559326 от 20.12.2017 на оказание услуги по информационному обслуживанию системы Консультант;
  • бухгалтерская отчетность — Договор №0853500000317012690–0135760–02 на оказание услуги по сопровождению программных продуктов 1С: Предприятие 8
  • электронную почту.

Кабинеты специалистов оборудованы современными компьютерными комплексами (компьютеры, принтеры, факсы, копировальные аппараты и т. д.)
оснащены телефонной связью и выходами в сеть Интернет.

В учреждении имеется необходимое для организации работы программное обеспечение:

  • 1-С: Бухгалтерия 8, для автоматизации бухгалтерского учета;
  • 1-С: Зарплата и кадры государственное учреждение 8, для учета заработной платы;
  • программный комплекс «WEB-Консолидация», для сдачи месячной, квартальной и годовой отчетности;
  • программа УРМ (удаленное рабочее место) для работы с лицевыми счетами в Министерстве финансов Оренбургской области, программа сдачи налоговой отчетности в электронном виде. Программа сдачи отчетности в электронном виде в пенсионный фонд и фонд социального страхования через сеть Интернет.
  • правовая программа «Консультант Плюс».

Опыт работы по предоставлению социальных услуг детям-инвалидам, проживающим в ГБУСО «Гайский детский дом-интернат для умственно отсталых детей»

При принятии решения о предоставлении воспитанникам данных услуг учитываются их интересы, состояние здоровья, специфика трудной жизненной ситуации, в которой находился воспитанник, содержание индивидуальной программы реабилитации, кратковременность или длительность потребности в этих услугах, материальные возможности воспитанника.

Социально-педагогические услуги: — социально — педагогическое консультирование (услуга направлена на оказание квалифицированной помощи в решении социально — педагогических проблем); — социально -педагогическая диагностика и обследование личности (услуга предоставляется с использованием современных методов диагностики и обследования личности (тестирование, анкетирование, наблюдение и т. П.)

С целью оказания эффективной педагогической помощи); — педагогическая коррекция (услуга направлена на оказание квалифицированной помощи в преодолении нарушенных сенсорных функций, травмирующих установок и форм поведения); — анимационные услуги ( услуга направлена на удовлетворение социокультурных и духовных потребностей воспитанников, расширение культурного кругозора); — организация и проведение кружковой работы (услуга направлена на формирование и развитие интересов воспитанников); — содействие в получении образования воспитанниками: создание условий для дошкольного воспитания и школьного образования детей по специальным программам (услуга предоставляется с учетом возрастных, личностных особенностей, состояния здоровья и умственных способностей); — услуги, связанные с социально — трудовой реабилитацией: создание условий для использования остаточных трудовых возможностей, участия в лечебно-трудовой деятельности, проведение мероприятий по обучению доступным профессиональным навыкам (услуга направлена на восстановление личностного и социального статуса); — обучение детей-инвалидов навыкам самообслуживания, поведения в быту и общественных местах, самоконтролю, навыкам общения и другим формам жизнедеятельности ( услуга направлена на овладение элементарными бытовыми процедурами, овладение основами общения и поведения).

Социально-психологические услуги: 

  • социально-психологическое и психологическое консультирование (услуга направлена на оказание квалифицированной помощи в решении возникших социально-психологических проблем, должна способствовать мобилизации внутренних ресурсов); 
  • психологическая диагностика и обследование личности; индивидуальные и групповые психокоррекционные занятия (услуга предоставляется с использованием современных методов диагностики и обследования личности (тестирование, анкетирование, наблюдение и т. п.) с целью разработки рекомендаций по проведению реабилитационных мероприятий); 
  • психологическая коррекция (услуга направлена на преодоление или ослабление отклонений в развитии, эмоциональном состоянии и поведении воспитанника); 
  • психологические тренинги (услуга направлена на оказание помощи воспитанникам в выходе из психологического дискомфорта, повышение стрессоустойчивости и уровня психологической культуры); 
  • экстренная психологическая помощь (услуга направлена на эффективное решение проблем, лежащих в основе жизненных трудностей, негативно влияющих на здоровье воспитанника); -оказание психологической поддержки (мотивация к активности, психологическая поддержка жизненного тонуса).

В настоящее время в Гайском детском доме-интернате проживают 366 воспитанников. Клинический диагноз воспитанников — умственная отсталость разной степени. Для детей с отклонениями в умственном развитии характерны нарушения высших психических процессов — речи, памяти, внимания, мышления, а также различные проявления в виде нарушений равновесия координации движений, осанки, мышечного тонуса, тонких дифференцированных движений.

Умственно отсталый ребенок всецело зависит от окружающих. Лишенные воспитания и обучения такие дети могут стать беспомощными инвалидами. Для того, чтобы ребенок с отклонениями мог жить и трудиться в коллективе, нужно не только дать ему определенную сумму знаний и помочь овладеть необходимыми умениями и навыками, но и укрепить его волю, развить эмоциональные качества и интеллектуальные возможности. То есть наша задача — всесторонне развивать личность, чтобы в дальнейшем облегчить пребывание инвалида в обществе.

Обучение и воспитание детей в детском доме осуществляется в тесном взаимодействии воспитателей и специалистов. Коллектив педагогов состоит из 53 человек. Оказанием социально-педагогических и социально-психологических услуг детям-инвалидам в ГБУСО «Гайский детский дом-интернат для умственно отсталых детей» занимаются: заместитель директора по В и РР __________, методист И. Н. Мостовщикова, педагог-психолог Е. В. Шевцова, занятия физической культуры проводит воспитатель О. А. Нестеренко, хореографией с воспитанниками занимается воспитатель О. Н. Корчагина, занятия по СБО проводит воспитатель Е. В. Никитина, инструктор по труду Н. А. Реньзяева, воспитатели.

Педагогический коллектив работает над решением задач по развитию, коррекции и реабилитации:

  • обучения умственно отсталых детей знаниям, умениям и навыкам, допустимым для их освоения, и, необходимым им в повседневной жизни;
  • внедрения в работу современных коррекционных технологий в работе с детьми-инвалидами;
  • развития и коррекции психических функций и познавательной деятельности воспитанников с интеллектуальной недостаточностью.

Задач воспитания:

  • формирования личностных качеств, значимых для жизнедеятельности ребенка, способствующих социализации личности ребенка и интеграции его в общество;
  • развития творческих способностей детей-инвалидов;
  • формирования и корректировки поведенческих навыков;
  • содействия выявлению и развитию положительных сторон личности, коррекции и устранению негативных черт характера, задач по оздоровлению:
  • формирования ценности здоровья и здорового образа жизни;
  • осуществления комплекса мероприятий по оздоровлению и физической реабилитации воспитанников.

В работе, проводимой с детьми, особое внимание уделяется задачам социализации и интеграции воспитанников в обществе, в соответствии с которой строится воспитательно -реабилитационный процесс. Организуя воспитательный процесс, делается акцент на современные требования к развитию, обучению и воспитанию умственно отсталых детей. Вся работа по развитию, коррекции и реабилитации, проводится по утвержденным календарно-тематическим планам воспитателей, согласно плану и расписанию, составленным и утвержденным на год. С воспитанниками ежедневно (кроме субботы и воскресенья) в первой половине дня проводятся коррекционно-развивающие занятия по различным разделам: ознакомление с окружающим, ручной труд, изобразительная деятельность, самообслуживание, хозяйственно — бытовой труд, СБО.

Результаты работы с детьми обсуждаются на заседаниях ПМПк (психолого-медико-педагогических консилиумах) и заседаниях педагогических советов. ПМПк — осуществляет медико-педагогический контроль за проведением разнообразных дидактических экспериментов с целью предотвращения интеллектуальной перегрузки воспитанников; — координирует деятельность специалистов, работающих с детьми; — отвечает за создание условий, позволяющих обеспечить индивидуальный темп обучения для детей. С целью повышения творческого мастерства педагогов, их организационного и методического уровня проводятся открытые занятия, досуговые мероприятия в соответствии с годовым планом работы педслужбы. В педагогическом коллективе у воспитателей, которые имеют небольшой стаж работы есть профессиональные наставники, которые щедро делятся опытом работы с особой категорией детей.

В своей деятельности педагоги Гайского детского дома-интерната используют новые обучающие технологии, комплексные программы: В качестве ведущих программ, направленных на воспитание и коррекционно-развивающее обучение детей, нами рассматриваются:

  1. «Программа обучения и воспитания умственно отсталых детей дошкольного возраста», разработанная НИИ Дефектологии АПН РФ.
  2. «Программа обучения глубоко умственно отсталых детей школьного возраста», разработанная НИИ Дефектологии АПН РФ.
Программы раскрывают содержание работы с детьми-имбецилами дошкольного и школьного возраста. В объяснительных записках даны рекомендации по комплектованию групп по этапам обучения и воспитания, психолого-педагогическая характеристика детей каждого этапа обучения и воспитания. Даны рекомендации по организации учебно-воспитательного процесса. Анализ программ показал наличие не только пробелов в программном обеспечении, но и морально устаревшее содержание имеющихся программ.

В настоящее время недостатки программного обеспечения восполняются за счет программ, рассчитанных на детей с легкими формами умственной отсталости: 

  • «Программа воспитания и обучения дошкольников с интеллектуальной недостаточностью». Авторы Л. Б. Баряева, О. П. Гаврилушкина, А. П. Зорин, Н. Д. Соколов. 2001 г.
  • «Программа дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта». Коррекционно-развивающее обучение и воспитание. Авторы Е. А. Екжанова, Е. А. Стребелева. 2005 г.
  • «Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида». Подготовительный, 1–4 классы. 2001 г. 
  • «Профессиональная подготовка лиц с умственной отсталостью». Автор Е. М. Старобина. 2003 г. 
  • «Сборник программ трудового обучения глубоко умственно отсталых детей в домах-интернатах». 1985 г. 
  • «Сборник программ трудового обучения лиц с глубокой умственной отсталостью». 1989 г. 
  • «Трудовое обучение в специальных (коррекционных) школах 8 вида. Новые учебные программы под редакцией A.M. Щербаковой». 2001 г.

Поскольку типовые программы рассчитаны на детей с легкими формами умственной отсталости, педагоги реализуют данные программы с адаптированным тематическим планированием, в котором учитываются индивидуальные особенности детских коллективов, выбор педагогических технологий и всего комплекса психолого-педагогических мероприятий для работы в режиме коррекционного обучения.

В 2017 году педагогический коллектив планирует использовать в своей работе информационно — методический сборник «Развивающий уход за детьми с тяжёлыми и множественными нарушениями развития“ под редакцией А. Л. Битовой». Главная цель сборника — внедрение современных технологий социально-реабилитационной и воспитательной работы воспитателей, психолога.

Воспитательная работа в ГДДИ направлена на достижение цели по формированию социально — коммуникативных навыков и умений у воспитанников и их успешной социализации.

Основными направлениями достижения данной цели явились следующие задачи:

  1. Совершенствование содержания социально — реабилитационной воспитательной работы;
  2. Внедрение новых форм организации воспитательной работы;
  3. Внедрение новых технологий реабилитационно — коррекционной работы;
  4. Повышение педагогического мастерства и квалификации педагогов.

Эти основные направления выступили ориентирами в разработке перспективного и календарного планирования всей социально-реабилитационной, воспитательской работы в. Целом. Специальная направленность внеклассной воспитательной работы в детском доме — коррекция дефектов развития умственно отсталых детей. Решение этой задачи осуществляется с помощью трудового обучения, физического воспитания, музыкального воспитания, нравственного и эстетического воспитания.

Музыкальные занятия, праздничные утренники, дискотеки и другие мероприятия с детьми проводят опытные педагоги, мастера своего дела. Традиционными в детском доме стали утренники, посвященные красным дням календаря и тематические мероприятия. Все они проходят очень интересно, используются различные виды деятельности детей (стихи, танцы, песни, инсценировки). В праздничных выступлениях участвуют не менее 50–60 воспитанников. Выступления детей обогащают не только «артистов», но и детей-зрителей новыми впечатлениями. В жизни ребенка-инвалида праздник занимает особое место. Внеклассные мероприятия открывают ребятам многообразный мир жизни людей, учат общению, воспитывают человеческие качества, дают возможность проявить свои способности, творческий потенциал, выразить свои эмоции в музыке, художественном слове. Дети получают заряд бодрости и радости. Не менее значительное место во внеклассной работе отводится физическому воспитанию детей. Велика коррекционная роль спортивных мероприятий в воспитании чувства коллективизма, умения действовать совместно с другими.

Проведение реабилитации доступными видами спорта — одна из главных задач в организации работы. Воспитанники успешно занимаются физической культурой и спортом под руководством воспитателя О. А. Нестеренко, осваивая разнообразные движения, спортивные и подвижные игры, работу на тренажерах. Ежегодно на спортивной площадке проводится осенний кросс, соревнования между сборными командами девочек и мальчиков «Веселые старты», традиционными стали праздники проводы русской зимы «Широкая масленица» и турслет «В поход за здоровьем» с выездом в березовую рощу.

Спорт для детей — наслаждение, верный и неизменный спутник жизни. У этого вида деятельности есть специфические задачи — коррекция недостатков моторики, характерных для умственно отсталых детей: пространной ориентировки, координации движений, осанки. На протяжении нескольких лет педагоги детского дома работают с использованием здоровьесберегающих технологий с целью реализации приоритетного направления. Ежедневно с воспитанниками отделений проводятся утренняя гимнастика, прогулки в соответствии с погодными условиями. На прогулках организуются подвижные игры, индивидуальная работа по физическому воспитанию. На занятиях воспитатели используют физминутки, в проведении режимных моментов планируется «час здоровья».

Педагоги проводят с детьми много спортивных мероприятий: «Спортивные рекорды», «Веселые старты», «Мы со спортом дружны — нам болезни не страшны», «Сильные, смелые, ловкие, умелые» и др. Такие мероприятия очень нужны детям-инвалидам, потому что без положительных эмоций им не справиться со своим тяжелым недугом.

С 2005 г. В ГДДИ организована хореографическая студия «Танцующие ангелы». Цель, занятий: развивать творческий потенциал детей с отклонениями в интеллектуальном развитии средствами хореографического искусства, воспитывать художественно — эстетический вкус, прививать любовь к танцевальным традициям, обогащать двигательную активность. Воспитанники с удовольствием посещают занятия, участвуют в воспитательно — досуговой жизни студии и ДДИ. На занятиях они не только учатся правильно и красиво двигаться под музыку, но и узнают много нового • из истории хореографии. Занятия в студии очень интересны, и с оздоровительной точки зрения полезны. Во время постановки танца, происходит коррекция физического развития детей, исправление плоскостопия, сутулости, координации движений. При индивидуальном и дифференцированном подходе исправляется искривление позвоночника (легкая форма). Все праздники в ДДИ проходят только с участием хореографической студии. Воспитанники студии принимают участие в городских фестивалях и конкурсах «Я все могу!»

Неотъемлемой составной частью воспитательно- реабилитационного процесса является кружковая деятельность. Для детей работают кружки: «Фантазия» (ручной труд), «Мастерская чудес» (продуктивные виды деятельности), «Поиграйка» (подвижные игры), «Весёлый мяч», «Музыкальный калейдоскоп» и другие. Занятия в кружках оказывают коррекционо-развивающие воздействие на у. о. ребенка, влияют на его интеллектуальную и эмоциональную сферы, развивают моторику рук, кругозор.

Воспитанники отделений № 2 и № 7 посещают кружки по интересам в ЦДТТ на базе школы № 8: «Едем, плаваем, летаем», «Лоскуток», «Радуга». Педагоги и воспитатели — руководители кружков (по интересам и психофизическим возможностям воспитанников) владеют широким арсеналом форм и способов организации воспитательного процесса в детском доме.

Их методический багаж пополняется благодаря функционированию постоянно действующих психолого-педагогических семинаров, проведению консультаций — рекомендаций, самостоятельной творческой активности по совершенствованию воспитательной деятельности, профессионального мастерства и педагогической компетенции. Четыре раза в год организуем выставки детских рисунков, посвященные временам года, осенью — выставку поделок из природного материала.

В детском доме созданы условия для отправления религиозных обрядов. В апреле 2012 года на базе детского дома-интерната по благословению преосвященнейшего иринея, епископа орского и гайского, был оборудован домовый храм, названный в честь иконы божией матери «всех скорбящих радость» с целью общения воспитанников с церковнослужителями ( проведение молебнов о здравии, часов духовного общения, обрядов крещения...). В обустройство храма внес свой вклад орский предприниматель в. в. горбунов — член попечительского совета детского дома-интерната. Благодаря общим усилиям священнослужителей и администрации детского дома- интерната расширились возможности духовного воспитания детей, приобщения их к Христианской культуре, формирования их нравственных качеств.

Большое значение в работе по оказанию социально-педагогических услуг уделяется трудовому обучению и воспитанию детей. Младшие дети на занятиях по ручному труду и изодеятельности знакомятся с простыми трудовыми навыками. Хозяйственно-бытовой деятельностью на территории детского дома дети занимаются с 14 лет и старше. Они занимаются возделыванием земли, высадкой цветов, уходом за ними. За отделениями закреплены огородные участки. С весны до осени дети заняты на огороде, гордятся, когда приносят с огорода плоды своего труда. У каждого отделения имеется территория, на которой дети трудятся: подметают, убирают ветки, опавшие листья. Систематически работая на огородах, убирая территорию, игровые площадки, помещения наши дети учатся ответственности за порученное дело, овладевают комплексом трудовых навыков.

В детском доме разработан порядок участия подростков, воспитанников в лечебно-трудовой деятельности. Основными задачами лечебно-трудовой деятельности являются трудовая терапия — трудовое обучение с целью овладения несложными профессиональными навыками, обучение малоквалифицированным видам профессий: подсобный рабочий в прачечной, на складе. Вовлечение подростков-инвалидов в лечебно-трудовую деятельность начинается с 14 лет на добровольной основе, с учетом дифференцированного подхода, который предусматривает опору на состояние здоровья, клинические факторы (степень интеллектуального дефекта, физического дефекта, сопутствующие психофизиологические расстройства и др.); интересов, желаний и на основании заключения врача-психиатра интерната.

Лечебно-трудовая деятельность подростков проводится инструктором по труду, воспитателями в соответствии с планами — расписаниями и индивидуальными программами реабилитации. Продолжительность лечебно-трудовой деятельности подростков-инвалидов — не более 4 часов в день. Определение вида и продолжительности лечебно-трудовой деятельности осуществляется, врачом-психиатром конкретно для каждого подростка с учетом его желания, о чем делается соответствующая запись в истории болезни воспитанников. Принуждение подростков к лечебно-трудовой деятельности не допускается. Систематическая работа с глубоко умственно отсталыми детьми по трудовому обучению доказала высокую значимость этого вида психокоррекционного воздействия на воспитанников, повысила их интерес к труду, желание трудиться.

Как показывает практика, многие бывшие воспитанники нашего детского дома при переводе во взрослые пни (психоневрологические интернаты), могут успешно трудиться, выполнять несложную работу. реабилитационной работы с детьми-инвалидами.

С целью разрешения психологических проблем воспитанников и коррекции их поведения в детском доме работает кабинет психологической разгрузки. В 2001 году производственно-коммерческая фирма «Альма» г. Санкт-Петербурга поставила нашему детскому дому комплекс многофункционального реабилитационного модульного оборудования для развития двигательной активности детей, в состав которого входит высококачественное крупногабаритное игровое оборудование из цветного пластика, мягкие модули, сухой бассейн, аквалампы, 7 кресел-раскладушек, сидя в которых дети принимают сеансы ароматерапии в сопровождении лечебной музыки; музыкальный центр с набором аудиокассет. В кабинете психологической разгрузки имеется большое количество развивающих игр и игрушек, ящик с песком и мелкими игрушками для проведения занятий песочной терапии, которые снижают нервное напряжение и агрессию; набор кукол и ширма для занятий по куклотерапии и сказкотерапии. Психологом внедряются новые программы и формы работы с детьми-инвалидами. Виден положительный результат-снизился уровень тревожности, повысилась самооценка у детей, посещающих занятия. Новые арттерапевтические методики, такие как музыкотерапия, изотерапия, тестотерапия, песочная терапия довольно эффективно сказываются на психологическом состоянии детей. Эти занятия помогают детям справляться с нервно-психическими и поведенческими проблемами.

Для полноценной реализации задач, стоящих перед педагогическим коллективом в детском доме-интернате, есть хорошая материальная база.

В распоряжении детей прекрасно оборудованные отделения, кабинеты для групп КРО (коррекционно-развивающего обучения), физкультурный, музыкальный, актовый залы, швейная мастерская. В отделениях создана пространственно — развивающая среда, проводится определенная работа по оснащению педагогического процесса техническими средствами: в каждом отделении установлены телевизоры, имеются музыкальные центры с караоке, магнитофоны, DVD плееры.

Каждая группа имеет помещение для занятий, игровую комнату, наборы пособий, развивающих и дидактических игр, игрушки. На территории расположены игровые участки для каждого отделения, оборудованные беседками, малыми формами, песочницами, качелями. На каждом участке имеются цветники, зеленые насаждения. Перед педагогическим коллективом стоят серьезные задачи: научить детей-инвалидов приспосабливаться к различным видам общественно-полезной деятельности, привить культурно-бытовые, профессионально — трудовые и санитарно-гигиенические навыки.

Педагоги в постоянном поиске новых форм и методов работы. Чтобы научить наших воспитанников ориентироваться в бытовых ситуациях, прививать им житейские навыки, с этой целью открыт кабинет СБО (социально-бытовой ориентировки).

Воспитанники в возрасте от 10 до 16 лет посещают занятия, на которых учатся обслуживать себя, овладевают знаниями и умениями в следующих областях: 

  • личная гигиена 
  • организация питания 
  • уход за жилищем 
  • уход за одеждой и обувью.

Эти знания и умения в будущем в значительной мере обеспечат ребенку с ограниченными возможностями самостоятельность, уверенность и независимость от окружающих и их помощи в повседневной жизни. Также на занятиях СБО воспитанники учатся пользоваться услугами учреждений: торговли, службы быта, общественного транспорта.

За время существования детского дома (45 лет) накоплен серьезный профессиональный опыт, сложился работоспособный коллектив с достаточно творческим потенциалом, для которого характерно оптимальное сочетание здорового консерватизма и чувства нового. Педагогический коллектив находится в постоянном творческом поиске наиболее эффективных, гуманных путей обучения, социально-трудовой адаптации детей с особыми нуждами. Доброе, внимательное отношение к ребенку, создание атмосферы взаимопонимания, поддержки дают положительные результаты. Представленные материалы по воспитательной системе Гайского детского дома-интерната для умственно отсталых детей представляют собой попытку обобщить многолетний практический опыт работы педагогического коллектива. Надеемся, что наш опыт будет интересен и полезен широкому кругу специалистов в области обучения и воспитания детей-инвалидов.

В учреждении ведется работа попечительского совета. Попечительский Совет Гайского детского дома — интерната был создан на основании приказа № 98 от 28.03.2012 года в соответствии с рекомендациями Минсоцразвития Оренбургской области, № 7484 от 21.12.2011 г как органа коллегиального управления. ПС осуществляет свою деятельность согласно плану работы.

Заседания ПС проводятся один раз в квартал. На них рассматриваются следующие важные вопросы:

  • мероприятиях по развитию материально-технической базы ГДДИ;
  • привлечении внебюджетных средств за счет спонсорских взносов предприятий и частных лиц и их рациональном использовании;
  • проведении культурно-массовых мероприятий с воспитанниками;
  • организации летнего оздоровительного отдыха детей;
  • внесение изменений в состав ПС Попечительский совет работает на основе добровольности, равноправия его участников, законности, гласности и на безвозмездной основе.

Версия для печати

Поделиться новостью: